Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 102 человека

Не дайте ребенку стать "трудным"

Дата: 14 марта 2017 в 15:18
Автор: Стома А. А.

«НЕ ДАЙТЕ  РЕБЕНКУ  СТАТЬ   « ТРУДНЫМ»

        Год  от  года  растет число детей с различными  трудностями  в поведении.  Справиться с этим можно   лишь применяя  воздействия  на  детей.

       Если  ребенка понимают и принимают,  он  легче преодолевает  свои  внутренние  конфликты  и  становится   способен  к  личностному росту.    Это  основное  положение игровой терапии,  в  которой   как хороший садовник;  он не  пытается вырастить из астры розу,  а  создать  для каждого растения  оптимальные условия для  развития.

        Игра - как известно, наиболее естественный  способ  проникновение  в  мир  детства,  а нередко и единственный  способ помочь детям, которые  еще не освоили  слова, ценности  и правила взрослых. 

Ребенок  не формулирует  и, возможно, даже не осознает причину своего внутреннего дискомфорта,  но выражает в игре доступными ему  средствами.

Итак,  цель  игровой терапии -  не  менять  и   не переделывать ребенка,  не  учить  его каким- то  специальным поведенческим  навыкам, а дать  возможность  «  прожить»   игре  волнующие его  ситуации  при полном внимании  и сопереживании  взрослого.

Способ существования  основанный  на следующих  принципах:

-  Я отказываюсь  от роли руководителя, а просто хозяйка комнаты

в  которой  можно играть.

-  Я  активна, но не в смысле  управления  деятельностью ребенка,

   а   в смысле  эмоциональной  вовлеченности  в нее.

-  Я  целиком  рядом  с  ребенком.  Он – самый   важный   человек   для  меня в эту  минуту.

-  Я  не выдвигаю своих  требований,  каким  бы важными они мне ни   казались.  Ребенок  появился  на  свет  не  для  того, чтобы  соответствовать  моим  ожиданиям.

-  Я  должна  быть терпеливой; чем меньше ждешь  результатов, тем  быстрее  они  появятся.

-  Я  настроена на  получение  удовольствия  от общения  с ребенком.

Для  игровой  терапии  достаточно стандартного  набора  игрушек  и подсобных средств.  Известно,  что дети  любят  возиться  с водой  и песком.    А  как мы на  это  обычно  реагируем?

« Не подходи, не бери  в рот,  брось сейчас же!»  Так и не  успевает маленький   исследователь  удовлетворить  свое любопытство.

    А  с годами  желание  поближе познакомиться  с тем,  с чем  знакомиться  запрещают,  накапливается. И  в  подростковом возрасте  это любопытство  может принять неожиданную форму.

       Ну  а  если  разрешить  детям пережить «песочный период»? Пусть копаются в мокром  песке, закапывают   в нем машинки  и  куклы,  строят  домики  и готовят обед. Любопытно, что чем аккуратнее  и  воспитанее  ребенок,  тем  длительнее  «песочный  период».

        Песок и вода могут по желанию ребенка превратиться  во что  угодно.  Не  существует  правильного  или неправильного  способа  игры   с песком и водой,  поэтому ребенок всегда  может  быть уверен  в успехе.  Это   особенно  полезно  для детей   застенчивых   и  замкнутых,  именно  в минуты  игры  с  этими  материалами они   становятся  наиболее   откровенными, касается  это и детей,  страдающих  энурезом.   Это заболевание  часто является  признаком  неблагополучных отношений дома.

    Одним   из наиболее  важных  аспектов  игровой терапии  является  установление   ограничений,  которые  дают  детям  научиться  самоконтролю.  Ограничения  должны быть минимальными  и  выполнимыми.  Их нужно обозначить  спокойным тоном как  нечто само собой разумеющееся.

  Когда  сообщать  о запретах?  Ответ  прост:  они не нужны до   тех пор,  пока они не нужны.

     Процесс  установления  запретов делится на несколько этапов.

  Этап  1.   Признайте  желания,  чувства  и потребности ребенка.

Выраженное в словах понимание чувств  часто помогает  ослабить их   интенсивность.  Это   особенно  важно  в случае  проявления ребенком гнева  и  часто для того, чтобы он изменил свое  поведение.

Этап  2.   Сообщите  ребенку  об ограничениях так,  чтобы не осталось  ни  малейшего сомнения в  том,  что  можно,  что  нельзя.

Расплывчатые  или  неясные  запреты   мешают  ребенку принять  на  себя  ответственность  и действовать  соответственно.

Этап  3.   Укажите ребенку приемлемую альтернативу

 Этап 4. Предъявите  ребенку ультиматум -  возможность  последнего выбора  Его  условия  должны  быть   сформулированы  четко,  чтобы  ребенок понял,  что  он стоит  перед последним выбором,   и  теперь все  он  сделает,  станет следствием его собственного  решения.  Например, « Если  ты  решишь  все -  таки    выстрелить    в  меня,  значит,   ты  принял  решение  больше  не  играть  сегодня с  ружьем;   покинуть  игровую комнату  и т.д.» 

         Если   ребенок   продолжает  демонстрировать  свои агрессивные  намерения,    условия  ультиматума  реализуются,  но ребенок  не чувствует  себя  наказанным, а  воспринимает  действия  взрослого  как   естественное  следствие  своего  выбора.

        Западные  педагоги   не  боятся  давать подобные игрушки,  разумно  полагая,  что богатое воображение  всегда  подскажет им, из чего   сделать 

«выстрел»,  но  взрослый при  этом  не сможет разглядеть  повышенной   агрессивности  ребенка,  а  значит,  и  не сможет  вовремя повлиять на нее.

       Какие результаты дает  игровая  терапия?

Дети,  с которыми  систематически  занимаются  по этой  методике,    приобретают способность  управлять  своим поведением;  легче  переносят  запреты;  становятся  более гибкими   в  общении  и  менее застенчивыми;  выражают  гнев   более  «пристойными»  способами ;  в их   игровой  деятельности    начинает   преобладать   сюжетно -  ролевые  игры  с  отображением  взаимоотношений  людей. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.